Бискайский мост
Бискайский мост служит опорой подвесного парома («trans-bordador»), который курсирует от одного берега реки к другому. Этот оригинальный технический проект стал первым сооружением подобного рода. По образу и подобию этой конструкции со стальными тросами стали возводиться аналогичные постройки во многих странах мира.
Данный мост считается выдающимся примером инженерного зодчества, образцом гармоничного сочетания промышленного объекта и природного ландшафта. Место: Бискайский залив на западе Бильбао Время строительства: 1887-1893 годы Бискайский мост длиной 160 метров построен через реку Нервион; его высота составляет 45 метров.
Потребность в сооружении подобного моста возникла потому, что в XIX веке город Бильбао, ставший крупным промышленным и финансовым центром страны, а также одним из крупнейших портов Испании, значительно разросся и поглотил часть пригородов.
В результате отдельные районы Бильбао оказались на другом берегу реки Нервион.
Архитектор Альберта де Паласио-и-Элисаге (1856-1939 годы) — друг Гюстава Эйфеля, возведшего башню, названную Эйфелевой, — а также инженер Фернан Арнодин (1845-1924 годы) сконструировали стальной каркас, который служил опорой конструкции — своего рода «гондолы», передвигавшейся на тросах.
Подобную конструкцию называют «подвесным (мостовым) паромом». Фернан Арнодин изобрел скрученный стальной трос, благодаря которому и стала возможной столь смелая конструкция.
Вместе с Паласио он запатентовал идею подвесного парома, позволявшего наладить транспортное сообщение через водные преграды, не мешая движению судов с высокими надстройками. Подвесные паромы пользовались большой популярностью вплоть до начала Первой мировой войны.
Ими восхищались инженеры, их воспевали художники и поэты, писавшие о таких сооружениях, что они «благородны, как Аполлон, и могучи, как Геркулес». В те годы, до начала эпохи строительства мостов из предварительно напряженного железобетона и висячих мостов, всякий раз, когда планировали возведение моста через реку или же морской пролив с интенсивным движением судов или высокой амплитудой приливов, брали за образец именно конструкцию, придуманную новаторами из Бильбао.
Это было гораздо практичнее, чем сооружать разводные мосты или высокие мосты с огромными рампами.
В 1990 году Бискайский мост был перестроен и расширен — здесь появилась пешеходная дорожка. Мост работает круглые сутки.