Барселона и Гауди
Пожалуй, вряд ли можно вспомнить какой-либо другой город, чей облик в такой значительной мере определило творчество одного-единственного архитектора, как это случилось с Барселоной, неразрывно связанной с именем Антонио Гауди. Он проектировал здесь целые улицы, он основал Парк Гуэль, он возводил прославленный храм Саграда-Фамилия, завершения строительства которого ему не суждено было дождаться, — сооружение этого грандиозного храма продолжается по сей день. Римский город Баркино, в Средние века получивший название Барселона, был завоеван в 415 году вестготами, в 713 году — арабами, в 801 году — франками и стал столицей Испанской марки.
В 1137 году Барселона вошла в состав королевства Арагон, в годы Войны за испанское наследство, продолжавшейся до 1714 года, она сражалась против Филиппа V, представителя династии Бурбонов, в XIX веке стала оплотом каталонского сепаратизма, в 1932-1939 годах была столицей Каталонии и в декабре 1979 года вновь ей стала. В 1992 году, к Олимпийским играм, Барселона заметно обновилась, но облик ее и теперь определяют старинные кварталы с величественными памятниками архитектуры, роскошные проспекты (rambles), например, Пассеч-де-Грасия, своего рода витрина города, и извилистые, спокойные переулки.
В Барселоне появилось много новых памятников архитектуры, но особый интерес по-прежнему вызывают шедевры эпохи модернизма, как в Каталонии называют архитектурный стиль, сформировавшийся в конце XIX — начале XX веков и получивший в других странах название «арт-нуво» или «сецессион», — иными словами, речь идет о каталонской разновидности стиля модерн. Та эпоха была временем молодых архитекторов, таких как Антонио Гауди, Луис Доменеч-и-Монтанер или Жозеп Пуиг-и-Кадафалк, которые хотели сказать новое слово в искусстве.
Антонио Гауди (1852-1926) создал самые поразительные памятники модернистской архитектуры в Барселоне и, как никто другой, определил облик города. Гауди рассматривал архитектуру как часть природы.
Храм Саграда-Фамилия работы Антонио Гауди: это творение так и осталось незавершенным.
Он обратился к готическо-мавританскому стилю мудехар, расцветив его завораживающими красками и орнаментами. Прямые линии пугали его; он стремился придать возводимым им зданиям мягкие, текучие формы, а для этого использовал разноцветные декоративные изразцы в мавританском стиле, необычные окна, напоминавшие, скорее, лепестки цветов или крылья бабочки, выпуклые ограждения балконов, перила из кованого железа, витые лестницы, дымовые трубы и вентиляционные шахты в виде фигур, похожих на человеческие.
К самым известным памятникам светской архитектуры, созданным им, принадлежат жилые дома, воздвигнутые на проспекте Пассеч-де-Грасия, — Дом Мила и Дом Батльо. Дом Батльо (1904-1906) возведен по заказу богатого текстильного фабриканта Жозепа Батльо-и-Касановаса.
Проектируя его, Гауди не стал придерживаться традиционных принципов архитектуры.
Вместо этого он создал произведение искусства, напоминающее, скорее, памятник природы с характерными текучими линиями.
Облик здания к тому же заставляет вспомнить миф о святом Георгии Победоносце (покровителе Каталонии.
), пронзающем дракона (первые два этажа Дома Батльо напоминают скелет дракона, изогнутая линия крыши — его хребет, а черепичная кровля — чешую чудовища).
Антонио Гауди (его полная фамилия — Гауди-и-Корнет) был замкнутым человеком, полностью погруженным в работу.
Его проекты часто состояли из одних лишь эскизов, которые он в процессе строительства менял по своему усмотрению. Как и другие архитекторы той эпохи, он получал заказы, главным образом, от крупных коммерсантов.
Городские власти, напротив, весьма сдержанно относились к нему и лишь после смерти признали его талант. При жизни же творчество Гауди вызывало бурные споры.
Так, при строительстве Дома Мила (1905-1911) он рассорился со своим заказчиком Пере Мила и его женой Росой Сегимон из-за того, что сроки возведения дома затягивались, а Гауди все вносил и вносил изменения в проект, громоздя это строение вокруг двух овальных световых дворов. Дом даже прозвали в насмешку («Каменоломня»).
Сегодня этот дом, как и Парк Гуэль (Гауди хотел превратить его в небольшой город-сад), включены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия.
Главное произведение Гауди — храм Саграда-Фамилия, храм Святого Семейства, называемый также храмом Отпущения грехов(официальное название: Его строительством архитектор занимался вплоть до последних лет жизни. Он сам говорил, что такой храм полагалось бы строить лет двести, и, в самом деле, этот грандиозный храм так и остается по сей день незавершенным.
Гауди возглавил это строительство в 1883 году, когда первые проекты уже были приняты и начались работы по возведению церкви в неоготическом стиле.
Он решительно изменил весь проект и всю свою жизнь занимался этой «проповедью, воплощенной в камне», так и не создав, впрочем, никакой связной, целостной концепции храма.
Воодушевленный своими успехами в войне с Францией король Филипп II в 1561 году принял решение построить этот грандиозный архитектурный ансамбль.
Воплощать его замысел был призван архитектор Хуан Баутиста де Толедо, после смерти которого в 1567 году надзор за строительными работами был возложен на Хуана де Эрреру. Возведение Эскориала было в основном завершено в 1584 году.
Этот ансамбль зданий имеет форму прямоугольника и занимает громадную площадь — более 30 тысяч квадратных метров. Над Эскориалом высятся девять башен; на его территории сооружено шестнадцать внутренних дворов.
Композиция ансамбля напоминает храм в Иерусалиме.
Эскориал восхищает своей идеальной симметрией; недаром он стал в какой-то мере прообразом грандиозных дворцовых комплексов в абсолютистских государствах XVII столетия. Великолепная королевская усыпальница служит последним приютом для испанских монархов, начиная с Филиппа II.