Стиль мудехар

На землях, отвоеванных у мавров испанцами, арабская культура отнюдь не исчезла. Многие мусульманские мастера теперь находились на службе у христианских правителей, но сохраняли свои художественные традиции.

В XI-XV веках получил распространение стиль мудехар. Он утверждался на землях Пиренейского полуострова по мере того, как их освобождали христиане.

Отдельные элементы мавританской архитектуры, например, потолки артесонадо, еще в течение нескольких столетий оставались неотъемлемой частью теперь уже испанской архитектуры. Яркие примеры придворного стиля мудехар — синагоги в Толедо и здания, возведенные для Педро Жестокого, короля Кастилии и Леона, в Тордесильясе и Севилье.

Народная разновидность стиля мудехар отличается определенными особенностями в разных областях Испании. Так, в Кастилии часто встречаются декоративные аркады — они служат украшением стен, а в Арагоне широко применяются геометрические узоры и изразцы «асулехо», которыми облицовывали стены колоколен.

В исламе традиционно осуждается изображение людей и животных, зато широкое распространение получили разнообразные орнаменты, ставшие неотъемлемым элементом любого художественного ремесла. Орнаментами покрывали искусно отделанные деревянные панели, драгоценную парчу, оружие, изящные шкатулки из слоновой кости или керамику.

Место: средиземноморское побережье Испании Время возникновения: 6000-4000 годы до нашей эры В отличие от знаменитых пещерных галерей, расположенных в Северной и Центральной Испании, памятники так называемого левантского искусства встречаются уже не в глубоких и не доступных для зрителя пещерах, а открыты всеобщему обозрению — эти рисунки появляются на горных кручах, в плоских нишах скал и других местах, как правило, защищенных от снега и дождя. Это свидетельствует, что авторами данных рисунков были вовсе не какие-то посвященные жрецы, для которых живопись являлась частью магического ритуала или культа.

За минувшие тысячелетия изображения поразительно хорошо сохранились, хотя ветер и непогода понемногу все-таки разрушали их. Страдали они и от дыма костров, разводимых пастухами, но особый вред причиняли безответственные туристы, которые вели себя, как вандалы.

Поэтому часть фресок каменного века осторожно сняли и заменили копиями; подлинники же сохранены для потомства в окрестных музеях.

Темы рисунков отражают основной круг жизненных интересов тогдашнего человека. Так, неизменно повторяется мотив охоты.

Это напоминает даже какую-то историю, рассказываемую с продолжением. Сцены охоты, пусть и изображены стилизованно, полны экспрессии; они выглядят очень живыми; им присущ свой особый ритм.

Некоторые рисунки очень резко отличаются друг от друга и по размерам, и по характеру изображения. Так, размер рисунков разнится от нескольких сантиметров до метра.

Преобладают красный и черный цвета самых различных оттенков, встречаются и рисунки, раскрашенные в белый цвет. С началом обработки металлов эта форма живописи уступила место так называемому схематическому искусству (для него характерны схематические контурные рисунки животных.

).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Полезное

Популярные туры