Стиль мудехар

На землях, отвоеванных у мавров испанцами, арабская культура отнюдь не исчезла. Многие мусульманские мастера теперь находились на службе у христианских правителей, но сохраняли свои художественные традиции.

В XI-XV веках получил распространение стиль мудехар. Он утверждался на землях Пиренейского полуострова по мере того, как их освобождали христиане.

Отдельные элементы мавританской архитектуры, например, потолки артесонадо, еще в течение нескольких столетий оставались неотъемлемой частью теперь уже испанской архитектуры. Яркие примеры придворного стиля мудехар — синагоги в Толедо и здания, возведенные для Педро Жестокого, короля Кастилии и Леона, в Тордесильясе и Севилье.

Народная разновидность стиля мудехар отличается определенными особенностями в разных областях Испании. Так, в Кастилии часто встречаются декоративные аркады — они служат украшением стен, а в Арагоне широко применяются геометрические узоры и изразцы «асулехо», которыми облицовывали стены колоколен.

В исламе традиционно осуждается изображение людей и животных, зато широкое распространение получили разнообразные орнаменты, ставшие неотъемлемым элементом любого художественного ремесла. Орнаментами покрывали искусно отделанные деревянные панели, драгоценную парчу, оружие, изящные шкатулки из слоновой кости или керамику.

Место: средиземноморское побережье Испании Время возникновения: 6000-4000 годы до нашей эры В отличие от знаменитых пещерных галерей, расположенных в Северной и Центральной Испании, памятники так называемого левантского искусства встречаются уже не в глубоких и не доступных для зрителя пещерах, а открыты всеобщему обозрению — эти рисунки появляются на горных кручах, в плоских нишах скал и других местах, как правило, защищенных от снега и дождя. Это свидетельствует, что авторами данных рисунков были вовсе не какие-то посвященные жрецы, для которых живопись являлась частью магического ритуала или культа.

За минувшие тысячелетия изображения поразительно хорошо сохранились, хотя ветер и непогода понемногу все-таки разрушали их. Страдали они и от дыма костров, разводимых пастухами, но особый вред причиняли безответственные туристы, которые вели себя, как вандалы.

Поэтому часть фресок каменного века осторожно сняли и заменили копиями; подлинники же сохранены для потомства в окрестных музеях.

Темы рисунков отражают основной круг жизненных интересов тогдашнего человека. Так, неизменно повторяется мотив охоты.

Это напоминает даже какую-то историю, рассказываемую с продолжением. Сцены охоты, пусть и изображены стилизованно, полны экспрессии; они выглядят очень живыми; им присущ свой особый ритм.

Некоторые рисунки очень резко отличаются друг от друга и по размерам, и по характеру изображения. Так, размер рисунков разнится от нескольких сантиметров до метра.

Преобладают красный и черный цвета самых различных оттенков, встречаются и рисунки, раскрашенные в белый цвет. С началом обработки металлов эта форма живописи уступила место так называемому схематическому искусству (для него характерны схематические контурные рисунки животных.

).

Читайте так же:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.