Судоподъемники на канале Дю-Сантр
Лифты для подъема судов, сооруженные в старинной части канала Дю-Сантр, являются шедеврами европейского инженерного искусства XIX века. Место: Валлония, Время строительства: 1888- 1917 годы Центральный канал первоначально был спроектирован для того, чтобы соединить канал Конде — Монс, открытый в 1818 году, со старинным каналом, связывавшим Шарлеруа с Брюсселем.
С начала Промышленной революции оба эти канала использовались, главным образом, для перевозки угля.
В 1885 году эти каналы были расширены, чтобы удовлетворить растущую потребность в угле.
Однако судам, которым предстояло миновать будущий Центральный канал, пришлось бы преодолевать перепад высот порядка 90 метров. По большей части этот канал должен был следовать естественному течению реки Эне и ее притока, а потому почти весь перепад высот сосредоточился бы на небольшом участке протяженностью всего несколько километров близ местечка Хоуденг.
В 1888 году король Леопольд II открыл первый из четырех корабельных лифтов. Лифт был создан по проекту, разработанному лондонской фирмой «Кларк, Стэнфилд & Кларк», взявшей за образец судоподъемник, открытый в 1870 году в Андертоне (графство Чешир, Великобритания).
Эта конструкция исправно проработала почти три десятилетия, но все было впустую. Из-за наводнения пришлось отложить работы по расширению канала до 1908 года, а потом все затянулось уже из-за Первой мировой войны.
Полностью канал Дю-Сантр, оборудованный всеми четырьмя гидравлическими лифтами для подъема судов, вступил в эксплуатацию лишь в 1918 году. Теперь эти уникальные инженерные сооружения, расположенные на участке канала Дю-Сантр, объявленном памятником Всемирного наследия (протяженность этого участка — всего 18,65 километра), образуют каскад из четырех подъемников с перепадом высот соответственно около 16 метров, что позволяет преодолеть общий перепад высот 66,2 метра.
В 2003 году в местечке Стрепи-Тийо, открылся новый корабельный лифт. Теперь его могут миновать суда гораздо большей грузоподъемности.