Великий Шелковый путь
Более двух тысяч лет, от античности до средневековья, Великий Шелковый путь оставался важнейшим связующим звеном между различными культурами. В XIX веке немецкий геолог Фердинанд фон Рихтгофен первым назвал древний торговый маршрут, соединявший Европу, Запад, с Дальним Востоком, этим именем — «Великий Шелковый путь».
Когда-то одиннадцать городских ворот охраняли покой Бухары. Древнейшие дороги, ставшие впоследствии частью Великого Шелкового пути, были проложены около 3 тысяч лет назад пастухами и скотоводами, пускавшимися на поиски новых пастбищ.
Со временем между странами Передней и Средней Азии развернулась оживленная торговля.
Начиная со II века до нашей эры, арабские, персидские, индийские и китайские купцы отправляли вдоль Великого Шелкового пути караваны, снаряженные ценными товарами. Из Китая везли кипы шелка и шелковые нити; из западных стран — благовония, стекло и вино; из Индии — золото и серебро; из Центральной Азии — драгоценные камни и лошадей.
Путь между средиземноморским побережьем Малой Азии и бассейном реки Тарим пролегал по очень разнообразным местам.
Караваны пересекали дикие, безлюдные степи и бурные, ревущие реки, взбирались на высокие, обледенелые горные хребты, брели вдоль глубоких, страшных ущелий и продвигались по бесконечным раскаленным пустыням. Названия древних торговых городов и религиозных центров еще и поныне звучат, как сладкие посулы: Пальмира, Мерв, Бухара, Самарканд, Кашгар, Хотан, Турфан, Лоуфань.
Товары везли на верблюдах, яках и мулах, но больше всего проблем было с водой.
Поэтому купцы делили весь маршрут на отдельные участки, и каждый из купцов курсировал лишь вдоль одного из этих участков — совершал поездки из одного оазиса в другой и обратно.
Со временем образовались три разных маршрута, вдоль которых двигались караваны, следовавшие Великим Шелковым путем: южный, центральный и северный Шелковый путь. Вдоль Великого Шелкового пути вырастали святилища — в них искали защиту люди, затерянные в далеком, суровом краю.
В персидском городе Мерве на западе и в оазисах Хотан и Дуньхуан на востоке, начиная со II века нашей эры, появились крупные буддийские храмы. Позже буддийское учение проникло в Тибет.
Но вслед за эпохой процветания буддизма последовала исламизация Персии и Центральной Азии, начавшаяся в VII веке. Лишь после свержения монгольской династии в Китае торговля с Западом замерла.
Невдалеке скалам, вырубали в мягких горных породах укромные пещеры и украшали их стены пышными орнаментами или же фресками, изображавшими сцены из жизни Будды Гаутамы, райские чудеса, повседневные хлопоты. В 1900 году некий даосский монах открыл в пещере № 17 замурованную библиотеку, насчитывавшую более 50 тысяч книг, написанных в IV-X веках.
В Сиане завершался Великий Шелковый путь.
Высота Большой пагоды Диких Гусей (Даяньта) — 80 метров.
В Чжанъе можно увидеть буддийское пещерное святилище Мати-Сы. На главной площади Самарканда — Регистан — высятся три медресе, памятники архитектуры XV и XVII веков.
К числу самых красивых памятников Бухары относится медресе Мири-Араб, построенное в 1536 году. В Мечеть Омейядов в Дамаске была возведена в VIII веке на руинах древнеримского храма Юпитера.
В IV веке Дуньхуан становится центром буддийской учености.
Когда-то здесь было свыше тысячи пещерных святилищ; со временем около половины из них обрушилось. Эти пещеры вырублены в несколько ярусов в горной гряде, протянувшейся примерно на 1600 метров.
Сегодня сохранились более 45 тысяч квадратных метров настенных фресок, выполненных яркой темперой, а также 2400 цветных изваяний высотой от 10 сантиметров до 33 метров.