Тель-Авив
По понятным историческим причинам в 1930-е в Тель-Авив, куда мы поехали на следующий день (он от Герцлии — в 14 километрах), начали переезжать архитекторы, учившиеся в Европе. У них в почете был стиль баухаус, так что в Тель-Авиве стали появляться здания кубических форм, высокой функциональности и недорогие в строительстве. В центре образовался целый город из них, теперь он объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Но поразительно, что, несмотря на это, дома находятся в запустении — мозаики Ципори и те, кажется, сохранились гораздо лучше. Правда, это не относится к гигантскому серому зданию-многограннику, которое стоит на месте дома первого мэра Тель-Авива Мейра Дизенгофа, — в нем расположен Тель-Авивский музей искусств. Самые прогрессивные художники мечтают быть выставленными в этих залах.
Мне во время поездки посчастливилось застать выставку Вика Муниса — бразильского художника, который использует в своих работах самые невообразимые материалы: от шоколадного сиропа до мусора. Постоянная коллекция музея включает в себя работы экспрессионистов, кубистов, русских конструктивистов, сюрреалистов…
А еще, по моим ощущениям, все искусствоведы, эмигрировавшие из СССР и России в Израиль, теперь работают в этом музее смотрителями залов или экскурсоводами: стоит произнести хоть слово по-русски, как экскурсоводы переходят на родной язык и еще более вдохновенно и подробно начинают рассказывать о произведениях.
Из музея мы отправились в мастерскую художницы Сигалит Ландау, которая представляла Израиль на Венецианской биеннале в 1997 и 2011 годах. Нас встретила сама Сигалит. Она была с бойфрендом, оказалась хрупкой блондинкой и охотной рассказчицей. Но особенно меня поразила ее видеоинсталляция «Мертвое море».
На экране — гигантская улитка, выложенная из арбузов на поверхности воды Мертвого моря. В центре композиции — сама обнаженная художница. (Сигалит в свое время занималась танцами, так что ее ню — радость для глаз.) Из-за волнения воды улитка постепенно раскручивается, арбузы медленно уплывают из кадра, а вместе с ними и художница.
Затем мы познакомились с успешным предпринимателем Шаломом Шпильманом — в его Институте фотографии Шпильмана. Коллекцию фотографий Шалом начал собирать относительно недавно, но метко, и быстро стал обладателем уникальных снимков. В его собрании — много громких имен, включая Мэн Рэя и музу Пикассо Дору Маар.
А дальше была галерея Sommer Contemporary Art, которую в 1999 году основала Ирит Файн Соммер — моложавая зеленоглазая брюнетка, выросшая в Швейцарии в семье коллекционеров. Ее галерея активно пропагандирует молодых израильских художников вроде Даррена Алмонда или Наамы Арад.
Наша культурная программа в этот день снова завершилась в баре, только не алкогольном, а шоколадном. Заведение под названием Max Brenner находится в том же даунтауне Тель-Авива на бульваре Ротшильда, в слишком близком соседстве с галереей, чтобы в него нельзя было не заглянуть. Обязательно попробуйте там шоколадную пиццу.