Дворцы и парки Потсдама и Берлина
Дворец и парк Сан-Суси в Потсдаме, а также дворцы и парки Берлина представляют собой удивительный ансамбль дворцово-парковой архитектуры XVIII-XIX веков. Фридрих Великий намеревался жить в своей летней резиденции Сан-Суси в Потсдаме, так сказать, sanssouci, «без забот». В 1745-1747 годах Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, во многом следуя собственным планам короля, возвел одноэтажный дворец, окруженный террасами, увитыми виноградником.
Дворец Сан-Суси считается главным памятником немецкого рококо.
Его отличительные черты — пышный интерьер и многочисленные скульптурные украшения. Парк, прилегающий к дворцу, проектировал также Кнобельсдорф.
Позднее добавились другие достопримечательности — Картинная галерея, Новые палаты и грандиозный Новый дворец.
В XIX веке Фридрих Вильгельм IV продолжил строительные работы. Архитектор Карл Фридрих Шинкель соорудил дворец Шарлоттенхоф, а Петер Йозеф Ленне преобразил парк в романтическом стиле.
К I860 году были возведены Римские купальни, Оранжерея и церковь Мира (Фриден-скирхе). В 1851-1862 годах при Фридрихе Вильгельме IV была сооружена Оранжерея по образцу итальянских памятников эпохи Возрождения.
В 1754-1757 годах был построен сверкающий золотом Китайский чайный домик. На его куполе восседает мандарин, а вокруг домика высятся статуи китайских музыкантов.
В построенной в 1755 году Картинной галерее выставлены 124 полотна фламандских художников эпохи барокко, а также мастеров итальянского Возрождения. В 1763 году, по окончании Семилетней войны, Фридрих II распорядился возвести Новый дворец.
При короле Фридрихе Вильгельме II были сооружены Новый парк и Мраморный дворец.
В 1816 году Петер Йозеф Ленне приступил к перестройке паркового ансамбля. При нем ансамбль Сан-Суси значительно расширился и теперь включал также парки Глинике и Бабельсберг и Пфауенинзель (Павлиний остров).
На архитектуру Берлина XIX века оказал огромное влияние Карл Фридрих Шинкель, к числу главных творений которого принадлежат Нойе Вахе («Новая караульня»), Старый музей и Фридрихвердер-ская церковь. Он соединил архитектурные формы классицизма с обаянием романтического искусства и создал архитектурную школу Пруссии.