Музейный комплекс издательства и типографии Плантен-Моретус
В 1555-1598 годах в мастерских Кристофа Плантена было напечатано 2450 книг — в среднем, как-никак, 72 книги в год. Так что, Плантен был одним из ведущих издателей XVI века. Он во многом способствовал распространению естественнонаучных и философских знаний, накопленных гуманистами. Место: исторический центр Антверпена (столица Фламандии, расположенная на берегах Шельды) Начало работы: 1555 год Площадь Гран-Плас, «Большая площадь», ставшая еще в XII веке местом оживленной меновой торговли, заслужила свое название по праву.
Конечно, эта красивая площадь не очень велика по размерам (110 х 68 метров), зато великолепно смотрятся архитектурные памятники, обступившие ее: Отель-де-Виль в готическом стиле, а также Дом герцогов Брабантских. Эти четыре гидравлических лифта для подъема судов некогда связали окрестности Монса с Северным морем.
Благодаря им на участке канала Дю-Сантр протяженностью всего 18,5 километров суда преодолевали перепад высот, достигавший 66,2 метра (на каждом из корабельных лифтов перепад высот составлял около 16 метров).
В 2003 году эти лифты для подъема судов были заменены новым лифтом Стрепи-Тийо, позволяющим преодолеть указанный перепад высот за один раз. Его могут миновать даже суда европейского типа грузоподъемностью до 1350 тонн. В XIII-XIV веках Антверпен превратился в крупный торговый и финансовый центр.
Со временем он стал также важным духовным центром, средоточием наук и искусств. Город пережил настоящий бум книгопечатания.
В XVI веке в Антверпене насчитывалось около 140 типографов, издателей и книготорговцев. Таким образом, наряду с Венецией и Парижем, Антверпен был одним из трех крупнейших центров европейского книгопечатания.
Самую большую типографию — основал Кристоф Плантен.
Она состояла из нескольких мастерских, принадлежавших одному патрицианскому дому.
Печатные машины обслуживали 80 человек, среди которых были 22 наборщика; помимо них на предприятии работали 32 печатника и три корректора, имелись и подсобные рабочие.
Использовались литеры разных алфавитов, в том числе древнееврейского.
В 1589 году, после смерти Плантена, типографию возглавил его зять, Ян Моретус. Вплоть до 1867 года предприятием владели его наследники.
Данный памятник, включенный в список Всемирного наследия, показывает, каким образом городская верхушка Антверпена умела сочетать семейную жизнь с работой и коммерцией.
Здесь можно увидеть предметы интерьера разных эпох, жилые помещения, мастерские, а также типографские машины и бесценные коллекции произведений искусства. В музее Плантена-Моретуса, созданном при типографии, хранится обширная библиотека старинных печатных изданий, а также 15 тысяч деревянных клише, изготовленных известными художниками.