Сильное впечатление
В том месте, где мы часто пасли скот, была сделана запруда и установлено водяное колесо. При каждом удобном случае я рассматривал эту «конструкцию», часами наблюдая за падающей водой и вращением колеса — одно из самых ярких впечатлений моего детства!
Вполне возможно, что выбор профессии в дальнейшем в какой-то мере был связан с детскими воспоминаниями о «водяном колесе».
Другое сильное впечатление детских лет — школа. Самым любимым предметом была физика.
Ее преподавал «сам» директор школы С. Г. Берлявский. Он очень любил свой предмет и преподавал его увлекательно.
Самуил Григорьевич относился ко мне хорошо, ему нравилось мое увлечение физикой. Вызывая меня отвечать урок, он часто шутливо говорил: — А ну, Непорожний, иди к доске решать задачу.
Докажи, что ты действительно не порожний! Самуил Григорьевич был не только хорошим педагогом, но и замечательным воспитателем, был очень требователен, приучал своевременно делать уроки, воспитывать и закалять волю, ограничивать свои желания.
В 1924 г. закончилась учеба в школе и меня по разнарядке райисполкома направили в Переяславль-Хмельницкую школу ФЗО. Здесь были хорошо оборудованные мастерские, где опытные мастера обучали нас токарному и слесарному делу. Для чтения лекции но общетехническим вопросам к нам приезжали специалисты из Киева.
Нас готовили для дальнейшей учебы в техникумах. Каждый мог выбирать себе специальность.
Я попросил, чтобы меня послали учиться «па гидротехника».
Просьбу мою удовлетворили. Как только я кончил училище, меня направили в Киевский политехникум, где было трехгодичное отделение техников по водному хозяйству.
Учился я старательно, особенно интересовали меня специальные предметы. Во время летних каникул я поехал на Днепрострой, о котором тогда много писали.
Сооружавшаяся по Ленинскому плану ГОЭЛРО Днепровская гидроэлектростанция была по тому времени крупнейшей гидростанцией Европы, одной из самых больших в мире.