Наскальные изображения в Чонгони
На плоскогорье в центральной части Малави находится галерея наскальной живописи, равной которой по богатству нет во всей Центральной Африке. Здесь и поныне проводятся различные церемонии. В этой галерее оставили память о себе охотники и собиратели ботва, а также земледельческие племена чева.
Место: в районе Чонгони, близ западной границы с Мозамбиком, примерно в 80 километрах к югу от столицы Лилонгве Площадь: 126 квадратных километров Лесной резерват Чонгони — единственный обширный участок территории Малави, где еще сохранились естественные леса.
Горная область Чонгони охватывает травянистое плоскогорье, скальные кручи, невысокие гранитные холмы и широкие долины с расположенными на них монолитными скалами. Всего на этих гранитных скалах обнаружено 127 изображений.
Галерея Чонгони создана двумя разными народами.
Древнейшие рисунки — они красного цвета — выполнены пигмеями (батва), жившими здесь с позднего каменного века.
Они оставили на скалах схематические изображения животных и людей, а также геометрические сюжеты: круги, линии, волнистые фигуры. Рисунки, расцвеченные белой краской, стали появляться на исходе железного века.
Вплоть до XX века их наносили на скалы проживавшие в этой местности земледельческие племена чева. Иногда их росписи выполнены прямо по красным рисункам батва.
На рисунках чева изображены зооморфные фигуры, мифические животные — образы последних отличаются смелым замыслом, но довольно грубым исполнением. Изображения зооморфных фигур, оставленные в XIX-XX веках, связаны с деятельностью тайного общества ньяу (Нуаи): его члены, надев маски, исполняли ритуальные танцы во время церемоний погребения, изображая духов умерших.